События АНО «Актуальное искусство»

Драматические театры в России

Автор текста: Кристина Распутина

По данным РБК, в 2022 году сборы театров превысили допандемийный уровень. Портал утверждает, что дефицит развлечений увеличил продажи билетов в театры на 40%. В последнее время федеральные и региональные власти неоднократно меняли руководство в крупнейших российских театрах. Нашумевший пример в Новосибирске — увольнение Александра Кулябина. Нам захотелось узнать, как развивается театральная индустрия в 2023 году и сравнить столичные театры с региональными.

Для сравнения мы выбрали театры Москвы и Санкт-Петербурга, а также театры Новосибирска, Екатеринбурга (как близкого по численности Новосибирску) и Красноярска, поскольку Красноярск довольно часто сравнивают с нашим городом.

У читателя может возникнуть вопрос: как выбрались театры? На самом деле, очень просто. Представьте, что вы любитель драматического театра и приехали в Санкт-Петербург. Если у вас нет знакомых театралов, да и в целом, театрами других городов вы не увлекаетесь, что первое придёт вам в голову? Ну, по крайней мере, нам пришло в голову открыть поисковик и поискать «драматические театры Санкт-Петербурга». Выбор пал на первый из списка, ведь за него зацепился взгляд.

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова.
г. Санкт-Петербург

Театр с большой историей, который открылся 15 февраля 1919 года. В его репертуаре — постановки классических и современных пьес, спектакли по мотивам произведений, как утверждает сам театр «составляющих канон мировой литературы». И действительно, «Преступление и Наказание» Достоевского, рассказы Андреева, «Гроза» и Шукшин. Спектакли отмечены российскими национальными премиями «Золотая Маска» и «Арлекин», высшей театральной премией Петербурга «Золотой Софит» и другими наградами.

Творческое кредо БДТ — открытый диалог на темы, актуальные для современного общества. Каждый спектакль, каждый проект обращается к проблемам человека своего времени. Примечательно, что театр приглашает на работу не только российских режиссёров, но и зарубежных. Так, например в репертуаре есть «Преступление и наказание» японского режиссера Мотои Миура, где история произведения рассказывается в спектакле ретроспективно, из точки пробуждения, возвращения главного героя к жизни. В основном, театр переосмысляет написанное. Будь то рассказ Шукшина «Материнское сердце» или притча «Привидения» Фру Алвинг о трагичности человеческого существования.

С 29 марта 2013 года художественным руководителем театра является Андрей Могучий, один из лидеров театрального авангарда. Под руководством Могучего БДТ вновь обрел признание публики и критиков, стал одним из главных театральных ньюсмейкеров страны. В декабре 2015 года театр отмечен экспертами российской Ассоциации театральных критиков «За выстраивание новой художественной стратегии Большого драматического театра».

Новый драматический театр
г. Москва

Не такой «древний» драматический театр Москвы открылся 22 января 1976 года. Побывал с гастролями не только в российских и европейских городах, но и в США. Спектакли театра неоднократно становились лауреатами и призерами театральных фестивалей. Среди них фестиваль «Renewal Arts Forum» (Швейцария), Международный театральный фестиваль «Черноморские встречи» (Турция), Международный фестиваль спектаклей по произведениям Ф. М. Достоевского, Московский театральный фестиваль, Московский фестиваль «Открытая сцена», фестиваль «Молодые театры России», Международный фестиваль «Мелиховская весна», фестиваль «Мельпомена Таврии» (Украина), фестиваль «Пять вечеров» им. А. Володина, Международный Сказочный театральный фестиваль «Я — мал — привет!» и другие.

С приходом Вячеслава Долгачёва театр активно разрабатывает свою творческую стратегию, основанную на мхатовских принципах и системе К. С. Станиславского. За несколько лет был полностью обновлён репертуар, с опорой на молодых актёров перестроена труппа, и, благодаря оригинальности репертуара и высокому художественному качеству каждого спектакля, театр стоит в ряду лучших московских театров. С открытием в 2008 году сцены «Мастерская» артисты и режиссёры имеют возможность экспериментировать на материале авангардной драматургии.

Ныне в репертуаре театра более 30-ти названий, включая спектакли для детей. Это пьесы Александра Островского и Карло Гольдони, Теннесси Уильямса и Фридриха Шиллера, Ингмара Бергмана и Сэма Шепарда, Юкио Мисимы и Мориса Метерлинка, проза Антона Чехова, Фёдора Достоевского, Михаила Лермонтова и современных российских авторов.

Театр говорит о современных реалиях, счастье, отношениях между людьми.
«Почему и от каких ценностей отрекаются молодые люди, вступая на путь благородной, как кажется, борьбы со злом? И почему борьба, оборачиваясь чередой измен, предательств и убийств, губит их самих?», — о спектакле «Разбойники».

А что с регионами?
Свердловский театр драмы
г. Екатеринбург

Основанный 2 октября 1930 года в Екатеринбурге, театр награждён орденом Трудового Красного Знамени. Театр активно участвует в фестивалях: «Золотая репка» (Самара, 2014), «Арлекин» (Санкт-Петербург, 2014), «Золотая маска» (Москва, 2015), «Реальный театр» (Екатеринбург, 2015, 2017, 2019, 2021), «Коляда Plays» (Екатеринбург, 2014, 2015, 2017, 2018), «Уроки режиссуры. Биеннале театрального искусства» (Москва, 2017, 2019, 2020, 2021), «МоноFEST» (Пермь, 2017, 2019, 2022), «Solo» (Москва, 2018), «Фабрика Станиславского» (Москва, 2019, 2022), «Гостиный двор» (Оренбург, 2019), «Ново-Сибирский транзит» (Новосибирск, 2021), «Радуга» (Санкт-Петербург, 2021) и др. Четырежды с 2015 года спектакли театра попадали в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска».

В репертуар театра входят классические пьесы М. Горького, А. Толстого, А. Чехова, Э. Де Филиппо, У. Шекспира.
Театр о любви, хитроумных интригах, любовных свиданиях,
«Обитатели дома, каждый по-своему, ищут спасения в вине, в любви, картах, легкой жизни…», — спектакль «Головлёвы»

Драматический театр им. А. С. Пушкина
г. Красноярск

Первое театральное здание в Красноярске было построено в 1874. В 2011 году Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина по версии журнала Forbes был назван в числе 10 лучших провинциальных театров России, а в 2018 году попал в список 19 лучших театров России по мнению Яндекса.

«Сегодня каждый спектакль — это новый взгляд на пьесу, новые, порой, неожиданные подходы и решения. Благодаря грамотно выстроенной репертуарной политике, сильной труппе Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина является не только самым посещаемым театром города, но и одним из самых востребованных в России.» — пишет про себя театр

В основе спектаклей — люди, ищущие свой путь, размышления о Боге и надежды.

Драматический театр под руководством Сергея Афанасьева
г. Новосибирск

Довольно молодой театр построен в 1995 году.
«Драматический театр являет собой уникальный в нашем городе пример авторского театра», — написано на его сайте.
На протяжении всего своего существования театр кочевал с одной сцены на другую (Дом актёра, ДК им. Октябрьской революции, к/т «Победа», подвальное помещение на Вокзальной магистрали, 19), менял названия («Театр-студия Центра организации свободного времени молодёжи», «Молодёжный театр-студия», «Новосибирский городской драматический театр-студия», «Новосибирский драматический театр „Молодёжный“», наконец, «Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева»).

В списке творческих побед театра – более 100 дипломов и наград за участие и победы во всероссийских и международных фестивалях. Высшая театральная премия Новосибирска «Парадиз» Новосибирского отделения СТД РФ в номинации «Лучший спектакль сезона» была вручена театру 12 раз (всего в различных номинациях премия «Парадиз» вручена театру 54 раза, призы получил 31 спектакль).

Игровой, а иногда и комически-провокационный подход к обозначению жанра. Кроме комедий с оригинальными подзаголовками, есть еще и просто комедии, на сегодняшний день в афише театра их четыре (не считая спектаклей для детей): «Шутки в глухомани», «Зеленая зона», «Ханума», «Ревизор»

Изучая историю театров и их репертуар, можно отметить, что все они существуют ни один десяток лет. Каждый с интересной историей, сменами режиссёров, а от этого и репертуаров. Наиболее экспериментальными из них можно назвать московский театр и красноярский.