События АНО «Актуальное искусство»

Виды коммуникации в театре

Автор текста: Полина Ангарская

Театр—это высшая форма искусства, которая воплощает в себе любовь, чувства, гармонию и человеческую мудрость, заложенную автором и режиссером в постановку. Это место, объединяющее живые выступления актеров, музыку, декорации, идею и зрительскую аудиторию. Еще в древности театр играл важную роль в обществе, отражая его ценности, идеалы и насущные проблемы. Произведения, которые зритель видит на сцене, не только развлекают его, но и влияют на мышление, эмоции, представления о мире и о себе. Магия театра в том, что здесь нет специальные эффектов, нет монтажа и нет возможности сделать второй дубль, постановка должна вызвать интерес и восторг у зрителя «с первого взгляда».

Однако достаточно ли театру только классических постановок, чтобы идти в ногу не только со временем, но и со зрителем?

Александр Николаевич Островский говорил: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу. Пьесу можно и прочесть». С высказыванием не поспоришь, но стоит добавить, что сейчас театр – это не только место, где проходит спектакль, но и пространство, где единомышленники могут обсудить произведения искусства, поделиться чувствами и обменяться мыслями. Театр является местом для диалога, где возможно взаимодействие с творческими людьми. Причем важен не только диалог зрителей, но и диалог театра со своей аудиторией. Без зрителя театра не существует,

В театральном мире, помимо постановок, существует множество видов коммуникации со зрителем. К ним можно отнести экскурсии, фестивали, мастер-классы, чтения, ведение социальных сетей и другое, что помогает сохранять контакт. Важно, чтобы человек не потерял связь с театром после просмотра постановки, поэтому основная цель этих активностей, конечно, установление эмоциональной связи со зрителем. Театральные мероприятия, например, фестивали, способствуют духовному, интеллектуальному и социальному развитию человека: это прекрасный шанс окунуться в волшебную атмосферу искусства, познакомиться с интересными людьми и узнать множество новой и интересной информации. Для актеров это возможность показать и поделиться своим талантом, поделиться со зрителем своими знаниями, идеями. Проведение подобных активностей влияет на мировоззрение, наполняет человека значимыми ценностями и смыслами.

Новосибирск—культурный центр Сибири. Сфера культуры развивается также стремительно, как развивается сам город. Что касается театральной жизни, по данным за 2019 год Новосибирск входит в пятерку лучших театральных городов России. В городе расположены 15 профессиональных театров, но в статье мы рассмотрим наиболее активные, с точки зрения отношений зритель-театр.

КРАСНЫЙ ФАКЕЛ

Красный факел—один из старейших и ведущих театров Новосибирска. «Театр создан в 1920 году в Одессе группой молодых актеров во главе с режиссером Владимиром Татищевым. Одиннадцать лет «Красный факел» был передвижным, а в 1932 году стационировался в Новосибирске. Театр сыграл значительную роль в культурном облике города, задал высокий эстетический уровень для формирования других художественных центров»,—написано на сайте театра.

«Красный Факел» богат не только своими постановками, но и регулярным взаимодействием со зрителем. Театр активно ведет страницы в социальных сетях, например, сообщество «Красный факел» во «Вконтакте» насчитывает порядка 18 тысяч участников, а также более 500 публикаций за 2023 год. В сообществе регулярно публикуются новости из жизни театра и актеров, афиши и анонсы предстоящих событий, интервью с актерами и режиссерами, онлайн-лекции и многое другое.

Список офлайн мероприятий не менее обширный. Театр регулярно проводит экскурсии «ВНЕ ЗАЛА», в этом году первая экскурсия состоялась уже в марте. Суть мероприятия в том, что посетители могут узнать историю театра: от самого зарождения до наших дней, послушать про создание первых постановок и даже выйти на сцену, а проводником в мир закулисья станет актер «Факела». Интересной особенностью театра можно назвать выпуск газеты «Театральный проспект». Вот уже 20 лет «Красный факел» выпускает эксклюзивный контент в печатном варианте. В газете описываются подробности создания спектаклей, интервью с актерами и новости из жизни театра.

Также в театре проводятся чтения, приуроченные к премьерами. Например, в феврале в «Красном факеле» прошли «БеспринцЫпные чтения» Александра Цыпкина, в которых автор презентовал свои неопубликованные рассказы. Также театр проводит творческие встречи после спектаклей, где зрители могли узнать самые интересные факты о процессе постановки, задать свои вопросы и поделиться впечатлениями от увиденного.

В число активностей входят «Диалоги» – тематические беседы с экспертами, в которых участники встречи дискутируют насчет того или иного вопроса, связанного с постановкой или жизнью театра.

«Красный факел» отмечает день театра вместе со своими зрителями. 27 марта прошла праздничная программа «Театр до полуночи», состоящая из театральный квиза, блиц-интервью с актерами и комментированного видеопоказа.

Также театр регулярно принимает участие в фестивалях, например, в мае «Красный факел» превратился в площадку для выступлений талантливых и ярких молодых исполнителей. 5 и 6 мая проходили конкурсные просмотры Всероссийского фестиваля искусств Siberian Art Fest в направлениях «вокал» и «театр». Участники смогли поучаствовать в мастер-классах. Осенью в стенах «Красного факела» прошел фестиваль «Гравитация». В рамках реализации национального проекта «Культура», 9 и 10 декабря в театре прошел XV Международного Рождественский фестиваль искусств.

Такой обширный список мероприятий, которые проводит театр, положительно влияют на связь со зрителем, укрепляя её вне стен «Красного факела». Возможность лучше узнать актеров и режиссеров, разделить их мысли и ценности, историю театра и истории из театра, прикоснуться к закулисью—все это устанавливает крепкую эмоциональную привязанность, вызывая желание вновь посетить «Красный факел», который стал так хорошо знаком.

ГЛОБУС

Глобус—еще один крупнейший театр Сибири, единственный в городе, ориентированный в первую очередь на детей и молодежь. Целью «Глобуса» можно называть стремление сделать театр понятным и доступным для всех, удовлетворить самые разные зрительские интересы. «Глобус» постоянно ищет новые формы работы с юным зрителем — проводит фестивальные, культурно-просветительные, дискуссионные и благотворительные проекты, театральные экскурсии, циклы познавательных и развлекательных программ, квесты, выставки»,—заявлено на сайте театра.

Онлайн жизнь «Глобуса» одна из самых активных в Новосибирске. Сообщество во «Вконтакте» насчитывает порядка 20 тысяч участников и более 700 записей за 2023 год. «Глобус» активно освещает жизнь как на сцене, так и за ней. Регулярно публикуются интервью, программы с актерами театра или его директором. Отчеты с мероприятий, информация о том, как они готовились—зритель может увидеть весь процесс создания очередного спектакля, фестиваля, творческой встречи и так далее. Также в сообществе размещаются биографии и интересные факты об исторических личностях, на чьих произведениях основаны постановки, конкурсы.

Театр богат на фестивали. С целью популяризации театрального творчества был организован фестиваль «ОдиссеяФест», фестиваль молодежного творчества «Арт-Бум», арт-проект «Великие», направленный на популяризацию Л.Н. Толстого среди молодежи, а также III Фестиваль молодежных и негосударственных театральных коллективов «Театр – PRO». Можно отметить то, что практически все мероприятия были организованы для детей и для по

В «Глобусе» проходят мероприятия, приуроченные ко многим праздникам. Например, также как и в «Красном факеле», в театре отметили Международный день театра. Праздничная программа «Беспредельный Шекспир» дала возможность всем желающим побывать закулисьем, а далее посмотреть театральную постановку. Ко Дню защитника отечества в «Глобусе» был организован арт-проект «Есть такая профессия…», ко Дню всех влюбленных был организован баттл в стиле фламенко и танцевальные мастер-классы, а в преддверии 8 марта открылась выставка «Дыхание весны» Ольги Моревой. Говоря о выставках, нельзя не отметить то, что в «Глобусе» часто представлены работы школьников. Так, учащиеся архитектурно-художественной студии «Контур» в возрасте от 6 до 11 лет подготовили выставку по мотивам новогодних праздников «Сказки Нового года», а 7-14летние ученики «Графики» поучаствовали в создании афиш для выставки «НЕ ПО-ДЕТСКИ».

Мероприятия, которые организует театр, действительно ориентированы в первую очередь на молодежь и детей. Так, например, первое офлайн событие в году—экскурсия «Кругосветка», приуроченная ко дню студента. Актеры театра рассказали о том, как живет театр от зарождения идеи постановки до премьеры спектакля. Также театр представил новый проект «Дни „Пушкинской карты” в Новосибирской области», где молодые жители НСО смогут посетить культурные мероприятия, которые в обычные дни они могут посмотреть в силу того, что в области практически невозможно использовать Пушкинскую карту. Еще одним проектом, целевой аудиторией которого являются дети, стали «Классные встречи», организованные Российским движением детей и молодежи «Движение первых». В рамках встречи актеры «Глобуса» поделились с учащимися своим опытом, ответили на интересующие вопросы.

Проект «Автономное погружение», которые представляет собой программу, рассчитанную на более внимательное знакомство с театром, также был реализован в школах города. В рамках городского просветительско-образовательного проекта «Встреча со смыслом» состоялась встреча с директором театра Татьяной Людмилиной, целью которой было повышение образовательного уровня школьников и формирование позитивного отношения к труду и творчеству.

Важной темой, на которую театр также делает упор, стала инклюзия. Это еще один вид коммуникации театра со зрителем, позволяющий людям с ограниченными возможностями здоровья безопасно чувствовать себя в обществе, а остальным это помогает научиться толерантному отношению. За год в театре прошли мастер-классы и экскурсии для людей с ОВЗ, а 1 декабря в «Глобусе» прошел инклюзивный проект «Человек с крыльями», с помощью которого люди с ОВЗ смогли заявить о себе и своих чувствах.

Это лишь часть тех мероприятий, благодаря которым «Глобус» остается одним из любимейших театров Новосибирска. Крепкая любовь зрителей к театру, к его актерам, к «внутренней кухне» побуждает их посещать театр, который, в свою очередь, отвечаем зрителям своей любовью и мероприятиями, которые организовывает для них.

ИНКЛЮЗИОН

Мы затронули тему инклюзии, поэтому не можем обойти стороной единственный в Новосибирске инклюзивный театр «ИНКЛЮЗИОН». Это центр творческих проектов для людей с ОВЗ, миссией которого является развитие инклюзивного и социального театра в России. Формирование интереса зрителей к инклюзивному творчеству—еще одна форма взаимодействия театра и человека.

В этом случае даже сам спектакль можно считать взаимодействием, ведь он показывает не просто искусство на сцене, а помогает зрителю прочувствовать «особенных» людей, стереть рамки, которые принято ставить в обществе.

Однако «ИНКЛЮЗИОН» все равно устраивает фестивали и встречи вне сцены. Например, игра «Шкатулка сказок», где команды, состоящие из зрителей и студийцев, вытягивают случайные карты, с элементами которых потом создают полноценную сказку.

После спектаклей в студии проходят обсуждения с актерами, где любой желающий может узнать все, что заинтересовало или осталось непонятным.

Интересно то, что «ИНКЛЮЗИОН» приглашает родителей особенных детей принять участие в театре, где играют непрофессионалы. «ИНКЛЮЗИОН» устроил музыкальный квартирник «Спроси меня про инклюзию!», проект помогает людям в адаптации, дает возможность быть услышанным, и, что главное, понятым.

Открытые уроки, участие в фестивалях, постановки—все это является коммуникацией театра со зрителем как с ОВЗ, так и без. Такой формат работы позволяет людям с ОВЗ адаптироваться в обществе, найти единомышленников, выразить свою чувства и эмоции на сцене. За короткий срок существования, «ИНКЛЮЗИОН» помог многим людям понять чужой мир, узнать людей с ограниченными возможностями здоровья с той стороны, которую не принято показывать.

Таким образом, театру недостаточно устраивать постановку на сцене, чтобы соответствовать актуальным трендам. Кроме того, так невозможно установить крепкую связь со зрителем, чтобы он мог ближе узнать актеров, внутренний мир театра, прикоснуться к тому, чего на сцене не видно. Именно благодаря такому подходу формируется крепкая эмоциональная связь и любовь зрителя с театром. Форму взаимодействия каждый театр выбирает сам, будь то целенаправленная коммуникация с молодежью или людьми с ОВЗ, но мост между двумя мирами—сценой и зрителем—должен существовать, чтобы искусство было понятным, чтобы оно вызывало бурные эмоции и стремление быть ближе.