События АНО «Актуальное искусство»

Музыкальные тренды оркестров России

Автор текста: Екатерина Сошникова

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Он чаще всего исполнял произведения Чайковского — семь раз за сезон 2023-2024 годов. Следующими по частоте композиторы — Вивальди и Моцарт, их концерты прозвучали пять раз. А последними в тройке лидеров — Прокофьев, Рахманинов и Шостакович, чьи произведения играли четыре раза. Исходя из этого видно, что этот оркестр чаще всего исполняет музыку всемирно известных композиторов, причем практически не разбавляя творчество классиков новыми авторами. Большинство остальных сочинителей встречалось не часто: Бах, Бетховен, Дебюсси и Пьяццолла — по три раза, последнего, кстати, играли только здесь. Чаще всего исполнялись произведения других композиторов не более двух раз, например, Берлиоза, Вагнера, Штрауса, Уильямса, Эшпая. А менее известные авторы, такие как Гендель, Жоливе, Респиги, Стравинский были по одному разу за сезон.

Этот оркестр исполнял концерты по особому поводу шесть раз, и четыре из них — политико-исторические: «Ко Дню памяти жертв блокады Ленинграда», «Ко дню солидарности в борьбе с терроризмом», «День народного единства», «К 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Это свидетельствует о том, что публика города чтит память прошлого.

Новосибирский академический симфонический оркестр

У него самым часто встречающемся исполнителем также стал Чайковский — 5 раз за сезон. Шостакович, Моцарт и Вагнер заняли второе место по популярности, ведь их сыграли по четыре концерта. А закрывают тройку лидеров: Лист, Прокофьев, Сен-Санс и Шуберт, их произведения звучали три раза. По два выступления отдали под музыку Бетховена, Брайнера, Вайнберга, Малера, Респиги, Рахманинова, Табаковой, Цфасмана и Штрауса. Здесь Бизе исполнили всего один раз, а уральский академический филармонический оркестр – три. Не пользуются популярностью и Борн, Брамс, Верди, Григ, Дебюсси, Мендельсон, Мусоргский, Пуччинни, Россини, Шопен и другие.

Выступления редко приурочены к особым поводам: два концерта были посвящены 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова, один из них, по совместительству, к открытию 68-го сезона, и ещё два открытия абонемента. Новосибирский оркестр выбирает концертную программу более обособленно от жизни общества.

Уральский академический филармонический оркестр

Этот оркестр числится в Свердловской государственной академической филармонии в Екатеринбурге. Его программа более насыщенная. 16 раз были концерты на музыку Чайковского, восемь — Прокофьева, семь — Моцарта. Самым неожиданным в этом ряду стал Глазунов, которого исполнял только московский и всего один раз, а уральский — шесть. Также он сыграл пять концертов Бетховена, Глинки, Мусоргского и Штрауса. Четыре раза исполнил музыку Верди, в то время как новосибирский и московский оркестры по одному, а санкт-петербургский — ни разу. По три выступления у Бизе, Глиэра, Шостаковича, Ипполитова-Иванова, Римского-Корсакова и Шопена.

Вивальди, столь часто встречающийся в программе санкт-петербургского оркестра, у уральского совсем не пользуется спросом: он сыграл его музыку один раз. А с Бахом наоборот: был дан один концерт на празднике в честь Иоганна Себастьяна. Этот композитор, как и Григ, не пользуется популярностью ни в одном оркестре. В новосибирском его вообще не исполняли.

Уральский оркестр отличается не только разнообразными авторами, о чём более подробно описано ниже, но и типами концертов: проводит сказки с оркестром и хит-парады современных (XX и XXI веков) исполнителей эстрады. Такое явление свойственно не всем анализируемым коллективам, что показывает вкусы и желания публики, а также её готовность к различным экспериментам.

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

Это московский оркестр, который два раза за сезон ездил на гастроли, а потому музыку Чайковского исполнил 28 раз, Шостаковича — 17, Рахманинова и Штрауса по 12, Зуппе, встретившийся лишь однажды в репертуаре только санкт-петербургского оркестра, был отыгран 11 раз. Брамс обогнал Прокофьева и Моцарта — восемь, шесть и пять, соответственно. Бетховена и Мендельсона исполнили по три раза. Остальные авторы редко встречались не более одного раза. Например, Бах, Григ, Респиги, Шопен.

А где больше?

Новосибирский академический симфонический оркестр исполняет больше повторяющихся авторов, относительно санкт-петербургского, и меньше концертов (27 и 41, соответственно). Уральский играет немного больше северо-столичного — 47, а первое место занимает — государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, сыгравший 67 раз за сезон. Причём, он ездил на гастроли как по городам России, так и по Китаю.


В Сибири меньше уникальных композиторов, то есть тех, чью музыку исполняли один раз, и количество сочинителей в самих в выступлениях также меньше (68 и 121, соответственно). Однако в этом показателе Свердловский оркестр обогнал — встретилось 194 автора за сезон. Это не уникальные значения, а общее количество во всех программах года. Сами по себе программы наполненнее, так как сочетают в себе менее трех композиторов, за исключением некоторых выступлений, посвящённых одному автору — таких было шесть. В других же филармониях концерты состоят из двух-трёх композиторов. Это демонстрирует несколько следствий: потребность публики в разнообразии и готовность к этому, по-другому, прогрессивность слушателей в открытости и любопытстве к музыке

Любопытно отметить, что Вагнера санкт-петербургский исполнял два раза, как и государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, а новосибирский — четыре, так же как и уральский. Московский не исполнял и произведения Шуберта, которые, в свою очередь, звучали от Новосибирского оркестра три раза, от Санкт-Петербургского — один, как и от уральского.

Выводы

Чайковский — образец на века. Его музыка пользуется самым большим спросом в репертуаре всех оркестров. Дальше идут: Шостакович, Моцарт, Прокофьев. Оркестры предпочитают исполнять классику такой, какой она должна быть, то есть без сопровождения чтением литературного произведения или в сочетании с современными композиторами. Однако уральский коллектив, в этом отношении, прогрессивнее остальных.