События АНО «Актуальное искусство»

Мелодия души

Автор текста: Анна Фурлетова

Наверняка каждому в подростковом возрасте приходилось слышать от своих родителей фразу: «Вот в наше время музыка была лучше. А сейчас что? Слов не разберешь, а если и поймешь, о чем песня, то она насквозь пропитана матом, развратом и оскорблениями». Мы решили проанализировать популярные чарты и музыкальные площадки, чтобы разобраться с тем, что же сейчас слушает молодежь и о чем болит их душа.

Но перед тем, как перейти к анализу музыкальных платформ, хотелось бы поговорить о том, как вообще формируется музыкальный вкус.

Почему мы слушаем то, что слушаем?

Музыкальный вкус – способность воспринимать и оценивать музыку с позиции своего опыта, темперамента и мировоззрения. Иными словами, это умение отличать прекрасное от того, что не является таким.

Для того чтобы разобраться, как формируется музыкальный вкус, нужно понять, когда мы «знакомимся» с музыкой впервые. Это происходит еще в детстве, когда мама поёт новорожденному ребенку колыбельную. Дальше по мере взросления ребёнок слушает ту музыку, которую включают родители - то есть то, что играет по радио или на музыкальном канале включенного телевизора. Это закладывается в подкорку мозга и формирует наши предпочтения. Ближе к подростковому возрасту музыка становится уже способом самовыражения, поэтому здесь вкусы могут кардинально поменяться.

«Как это работает?» - спросите вы. Ответ не заставит себя долго ждать — всё дело в том, что мы слушаем музыку, параллельно чем-то занимаясь. Например, она играет фоном, когда мы общаемся с друзьями, гуляем по улице, занимаемся учебой. Таким образом, музыка поддается обусловливанию. Вы же наверняка не раз замечали, что определенная композиция зачастую ассоциируется у вас с конкретным периодом жизни? Это как раз про то, что если вы слушаете определенную музыку одновременно с чем-то приятным, то со временем вы начнете получать удовольствие непосредственно от такой музыки (здесь можно говорить как об одной композиции, так и об одном жанре), и ваш вкус закрепится.

Но на определение музыкально вкуса влияет и то, как мозг обрабатывает поступающую информацию. Так, некоторые психологи выявили связь между характером человека и тем, какую музыку он слушает.

Например, учеными из Университета Хериот-Ватт было проведено исследование (в нем приняли участие более 36 тысяч человек), где они отслеживали взаимосвязь черт характера и музыкальных предпочтений. Получились следующие результаты:

Поп-музыка

Поклонники поп-музыки, как правило, являются честными и трудолюбивыми экстравертами. Они обладают более высокой самооценкой и легко адаптируются под обстоятельства.

Рэп и хип-хоп музыка

Несмотря на стереотип, что любители рэпа и хип-хопа являются более агрессивными, исследователи опровергают этот факт. Напротив, поклонники этих жанров, как правило, обладают высокой самооценкой и обычно общительны.

Рок и хэви-метал

Несмотря на порой агрессивный имидж, который создают артисты этого жанра, исследователи обнаружили, что поклонники этих стилей музыки обычно могут быть мягкими и дружелюбными. Они часто являются интровертами и могут страдать от низкой самооценки.

Классическая музыка

Любители классической музыки, как правило, более замкнуты, но обладают хорошей самооценкой и креативностью.

Не нужно забывать и о том, что музыка не только помогает нам расслабиться, но и является важным элементом, адаптирующимся к конкретным жизненным проблемам, с которыми люди сталкиваются на разных этапах жизни, а также к социальным и психологическим потребностям.

Так, в ходе исследования, проведенного Research Gate среди подростков, психологи заметили, что агрессивную музыку чаще всего слушают дети, которые испытывают определенные жизненные трудности: они лишены заботы родителей, обижены сверстниками или имеют неразрешенные внутренние конфликты. Классическую музыку и джаз выбираю в основном те ребята, которые растут в благоприятной атмосфере. В первом случае музыка носит функциональный характер — она играет роль катализатора для психологический разрядки от накопившихся негативных эмоций, во втором случае — музыка ценна как дополнение.

Теперь когда мы разобрались, почему какие-то песни западают нам в душу, а какие-то не вызывают никаких эмоций, можем перейти к анализу платформ. Мы выбрали две самые популярные музыкальные площадки России за 2023 год — ВК-музыку и Яндекс. По результатам исследования, оказалось, что больше всего молодое поколение отдает предпочтение таким жанрам, как рэп и поп.

Среди лидеров в жанре поп оказались Jakone, SCIRENA, ANNA ASTI и MORGENSHTERN* (*внесен Министерством юстиции в список иноагентов). У каждого из этих исполнителей более 3 000 000 прослушиваний в месяц. Можно сказать, что Jakone и SCIRENA – новички в этом списке, так как об этих исполнителях пока мало что известно, они лишь начинают приобретать популярность, уверенно занимая первые строчки хит-парадов. ANNA ASTI же уже давно известный персонаж для аудитории – её песни становились хитами еще во время того, как она пела в группе Artik & Asti. После того как девушка ушла в сольное творчество, её песни не перестали занимать лидирующие места в чартах и сердцах слушателей. Певица поёт исключительно про любовь, про грустное, съедающее изнутри чувство одиночества, боли и непонимания. Интересный факт, что её музыка нравится не только женской половине аудитории, но и мужской. Молодые люди часто записывают короткие ролики в популярной платформе TikTok. В них они показывают, что тоже любят послушать композиции певицы, потому что они слишком “жизненные”.

MORGENSHTERN* (*внесен Министерством юстиции в список иноагентов) тоже уже давно известный всем исполнитель. Обычно он создаёт музыку в жанре «рэп», но последние несколько композиций можно отнести к смешанному жанру. В его крайней песне «Черный русский» можно найти черты и шансона, и попсы, и рэпа. Эта композиция скорее исключение из правила, в ней не поётся о любви или боли (а это самые популярные темы для попсы). По факту этот трек – реклама одноименного игрового сервиса, но благодаря клипу и интересной мелодии песня заслуженно оказывается в чартах.

А лидерами в жанре рэп можно назвать A.V.G., Винтаж, ТРАВМА, SKIDRI, DVRKLXGHT и Macan. У этих ребят от 2 до 5 миллионов прослушиваний в месяц.

A.V.G – рэпер, который стал популярным не так давно, но уверенно держится во всех чартах. На мой взгляд, популярность ему принесла уже известная нам платформа TikTok, где с его музыкой делали множество забавных видео. В текстах этого исполнителя непонятны многие слова, нет смысла, но есть заедающий мотив и хорошие биты, которые позволяют слушать его песни снова и снова.

Винтаж, ТРАВМА, SKIDRI, DVRKLXGHT с композицией «Плохая девочка» - это тоже исключение из правил. Этот трек завирусился с лета 2023 года, когда ребята-рэперы выпустили в TikTok переделанный припев давно известной песни группы «Винтаж». Анна Плетнева (солистка группы) также услышала этот remake и дала согласие на полную переделку песни. С этого момента трек не выходит из чартов, плотно застревая в головах слушателей. По факту это просто динамичная, танцевальная музыка для клубов.

Macan – простой парень из Москвы, который «залетел» в хит-парады в далеком 2019 году с песней «Веселящий газ». С этого момента он лишь продолжал творчески развиваться. В декабре 2022 года стриминговый сервис «VK Музыка» признал Macan артистом года. Основная тема его треков – любовь… грустная, печальная любовь.

Можно прийти к выводу, что нынешняя молодёжь в большей степени отдаёт предпочтения грустной музыке про любовь, что достаточно логично, потому что именно в юном возрасте люди сильнее чувствуют, острее испытывают эмоции и не знают, что им делать с переполняющими их чувствами. Такие музыкальные композиции всегда со смыслом, публика внимательно вслушивается в слова, ищет сходства со своими жизненными ситуациями и пытается найти “разгадку”, как действовать дальше или получить поддержку от исполнителя.

Но параллельно с этим молодые люди слушают и песни, в которых вообще нет смысла - зачастую в них непонятны слова, а если и сумеешь разобрать, о чем поет исполнитель, не получишь никакой “пользы” (если можно так выразиться) от прослушивания. Почему тогда такие песни имеют место быть в плейлистах молодёжи и как они туда попадают? Ответ тоже достаточно прост — в них всегда интересная музыка, “качёвые” биты и энергичность. Такие композиции очень хорошо заряжают и подходят для клубов, куда люди приходят просто расслабиться и ни о чём не думать. Другая причина, по которой эти композиции оказываются в наших головах — незамысловатый текст, который используется в юмористических видео в TikTok и Instagram* (*Признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ). Посмотришь пару риллсов и не можешь перестать напевать песню.



Но молодежью в России считаются все, чей возраст находится в диапазоне от 14 до 35 лет, и чтобы больше углубиться в тему, мы провели опрос и выяснили, что же конкретно слушают молодые люди разного возраста.

14-18 лет:

По результатам опроса, выяснилось что молодежь (до 18 лет) слушает музыку на таких платформах, как «Яндекс Музыка» и «ВК», но предпочтение отдает второй платформе, так как за нее не нужно платить (при условии, что периодически будешь слушать рекламу). Также подростки в основном слушают «топ» песен на этих платформах, что даёт нам основание предположить, что он зависит как раз от их музыкального вкуса. Больше всего предпочтения они отдают таким исполнителям как Macan, ANNA ASTI, MORGENSTERN* (*внесен Министерством юстиции в список иноагентов) и Егор Крид.

18-25:

По результатам опроса выяснилось, что молодежь слушает музыку на таких платформах, как «Яндекс Музыка» и «ВК», но предпочтение отдает первой платформе, так как находит ее более удобной и считает, что музыка там более «качественная» (со смыслом). Они не слушают топ, отдавая предпочтения собственным подборкам. Их вкусы достаточно широки, музыкальный диапазон от песен КиШа до The Weeknd и ANNA ASTI. Помимо всего прочего, они отмечают, что время от времени любят послушать старую музыку. В топ исполнителей “прошлого” вошли: Татьяна Буланова, Стас Костюшкин, Стас Михайлов и Олег Газманов.

25-35:

По результатам опроса выяснилось, что более зрелое поколение предпочитает слушать музыку на платформе «Яндекс», так как находит ее более удобной. Они не слушают «топ», предлагаемый сайтом. Женская половина опрошенных отмечает, что с удовольствием слушает таких исполнителей как ANNA ASTI и JONY, а мужская половина отдает предпочтение «старым» музыкальным группам – Rammstein, Metallica, Ария, Звери и т.д.

Таким образом, мы можем предположить, что музыкальные топы формирует молодое поколение в возрасте до 18 лет, так как в основном они и являются главными слушателями чарта платформ. Им нравится современная музыка, они слушают то, что им предлагает сайт и не ищут альтернативных композиций. Если же говорить о тех, кому от 18 до 25, то они слушают современную музыку, но параллельно формируют свой собственный “топ”, включая туда композиции из других стран или из “прошлого” (по типу Татьяны Булановой). А те кто старше 25 современную музыку слушает уже куда реже, отдавая предпочтения более давним композициям.