Автор текста: Злата Шагарова
В наше время современное искусство приобретает самые разнообразные облики и оттенки. Сейчас даже надписи на стенах домов и мемы в интернете стали произведениями. Появляются новые направления как стрит-арт и NFT. Но сегодня мы поговорим о концептуализме.
Начнём с истоков
Концептуальное искусство появилось в 1960-х годах в Америке и Европе. В СССР это направление пришло позже, только в 70-х. С тех пор концептуализм живёт нашей стране и развивается. Но что он из себя представляет? Давайте разбираться.
Концептуализм - это полное верховенство идеи над её выражением. То есть смысл заключается в самой "сути" и не важно каким способом ты её донесёшь. А задачей искусства признаётся поиск ответа на вопрос "что есть искусство". Для концептуализмов было важно, чтобы зритель воспринимал произведения в первую очередь интеллектуально.
"Основная идея концептуализма - это лень. То есть вместо произведения - рассказ о нём, что очень немодно. Потому что даже сценаристы сейчас говорят, не рассказывай, а показывай. А концептуалистам показывать нечего", - говорит Вячеслав Мизин, Российский художник, участник российской художественной арт-группы «Синие носы».
"Синие носы"
Эта арт-группа появилась в 1999 году в Новосибирске, когда четырёх художников заперли в бомбоубежище на три дня без алкоголя, часов и связи с внешним миром. Дмитрий Булныгин, Максим Зонов, Вячеслав Мизин и Константин Скотников вместе с фотографом Евгением Ивановым сняли серию фотографий, которые стали известны под названием «Синие носы представляют 11 перформансов в бункере». На снимках у художников на носах были прикреплены синие пробки от бутылей с водой. Из-за этого группу стали звать "Синими носами".
Работы группы не раз вызывали скандалы. Например, на их фотоработу "Эра милосердия" или "Целующиеся милиционеры" обрушился шквал критики, а сама она была названа порнографией. Но сами художники утверждали, что не пропагандируют и не поддерживают секс-меньшинства.
"Никакого отношения к геям наша фотография не имеет. Это доведённая до абсурда фантазия, что когда-нибудь все неожиданно станут добрыми и нежными".
Группа работает в направлении сибирский иронический концептуализм, что отличается от общего понимания концептуализма. Но в чём отличие? Давайте разберёмся.
Сибирский иронический концептуализм
“Отличие сибирского концептуализма от других - это, конечно, сибирскость. То есть он же из Сибири, соответственно, географические различия точно есть. Ну и есть повышенные, конечно, иронизм и сама ирония, в том числе. Поэтому жизнерадостно издеваемся над всеми, в том числе и над концептуализмом как таковым", - говорит Вячеслав Мизин.
Сибирский иронический концептуализм основан на иронии, самоиронии и гротеск. Ирония над собственной изолированностью от всех культурных центров. Работы в этом направление посвящены безумству и контрастам русской жизни. Они понятны людям, опираются на сегодняшний интернетный фольклор и образы массовой культуры. Это направление создаёт народные символы и переосмысляет уже существующие.
«Европейское заумное концептуирование за Уралом задорно меняется идиотскими шутками и гэгами. Все это заметно веселее унылого провинциального арт-философства, а главное — более свежее и ближе к народу. Получается, что отрезанные уральскими горами от европейской культурной ситуации новосибирцы создают новый миф искусства — по-современному технологизированному и по-хорошему народному", - объясняет Александр Ложкин, журналист и архитектор.
Сибирские художники иронизируют над своими принципами и предлагают подчеркнуть важное, а лишнее вынести за скобки. Иронический концептуализм из Сибири - это критическая провинциальная реакция на мир современного столичного искусства России и Запада.
В наше время современное искусство приобретает самые разнообразные облики и оттенки. Сейчас даже надписи на стенах домов и мемы в интернете стали произведениями. Появляются новые направления как стрит-арт и NFT. Но сегодня мы поговорим о концептуализме.
Начнём с истоков
Концептуальное искусство появилось в 1960-х годах в Америке и Европе. В СССР это направление пришло позже, только в 70-х. С тех пор концептуализм живёт нашей стране и развивается. Но что он из себя представляет? Давайте разбираться.
Концептуализм - это полное верховенство идеи над её выражением. То есть смысл заключается в самой "сути" и не важно каким способом ты её донесёшь. А задачей искусства признаётся поиск ответа на вопрос "что есть искусство". Для концептуализмов было важно, чтобы зритель воспринимал произведения в первую очередь интеллектуально.
"Основная идея концептуализма - это лень. То есть вместо произведения - рассказ о нём, что очень немодно. Потому что даже сценаристы сейчас говорят, не рассказывай, а показывай. А концептуалистам показывать нечего", - говорит Вячеслав Мизин, Российский художник, участник российской художественной арт-группы «Синие носы».
"Синие носы"
Эта арт-группа появилась в 1999 году в Новосибирске, когда четырёх художников заперли в бомбоубежище на три дня без алкоголя, часов и связи с внешним миром. Дмитрий Булныгин, Максим Зонов, Вячеслав Мизин и Константин Скотников вместе с фотографом Евгением Ивановым сняли серию фотографий, которые стали известны под названием «Синие носы представляют 11 перформансов в бункере». На снимках у художников на носах были прикреплены синие пробки от бутылей с водой. Из-за этого группу стали звать "Синими носами".
Работы группы не раз вызывали скандалы. Например, на их фотоработу "Эра милосердия" или "Целующиеся милиционеры" обрушился шквал критики, а сама она была названа порнографией. Но сами художники утверждали, что не пропагандируют и не поддерживают секс-меньшинства.
"Никакого отношения к геям наша фотография не имеет. Это доведённая до абсурда фантазия, что когда-нибудь все неожиданно станут добрыми и нежными".
Группа работает в направлении сибирский иронический концептуализм, что отличается от общего понимания концептуализма. Но в чём отличие? Давайте разберёмся.
Сибирский иронический концептуализм
“Отличие сибирского концептуализма от других - это, конечно, сибирскость. То есть он же из Сибири, соответственно, географические различия точно есть. Ну и есть повышенные, конечно, иронизм и сама ирония, в том числе. Поэтому жизнерадостно издеваемся над всеми, в том числе и над концептуализмом как таковым", - говорит Вячеслав Мизин.
Сибирский иронический концептуализм основан на иронии, самоиронии и гротеск. Ирония над собственной изолированностью от всех культурных центров. Работы в этом направление посвящены безумству и контрастам русской жизни. Они понятны людям, опираются на сегодняшний интернетный фольклор и образы массовой культуры. Это направление создаёт народные символы и переосмысляет уже существующие.
«Европейское заумное концептуирование за Уралом задорно меняется идиотскими шутками и гэгами. Все это заметно веселее унылого провинциального арт-философства, а главное — более свежее и ближе к народу. Получается, что отрезанные уральскими горами от европейской культурной ситуации новосибирцы создают новый миф искусства — по-современному технологизированному и по-хорошему народному", - объясняет Александр Ложкин, журналист и архитектор.
Сибирские художники иронизируют над своими принципами и предлагают подчеркнуть важное, а лишнее вынести за скобки. Иронический концептуализм из Сибири - это критическая провинциальная реакция на мир современного столичного искусства России и Запада.